В пресс-релизе от Huawei о прохождении сертификации GSMA NESAS в конце содержится такой абзац:
«Huawei направляет значительную часть инвестиций на проведение фундаментальных исследований, способствующих мировому прогрессу. В компании работает более 188 тыс. сотрудников в 170 с лишним странах мира. Huawei – частная компания, основанная в 1987 году. Она полностью находится в собственности сотрудников».
С последним предложением нельзя согласиться. Компания Huawei — не публичная и её акции не торгуются на бирже. У неё просто нет никаких акций, поскольку она не проводит IPO.
В компании Huawei есть специальная программа поощрения заслуженных сотрудников, вносящих вклад в развитие бизнеса. Им начисляются баллы, в соответствии с которыми сотрудник получает нечто вроде дивидендов в дополнение к заработной плате и премиям. Дивиденды начисляются в течение трёх лет после получения баллов.
Например, если в 2020 году сотрудник начал получать баллы, и получил, скажем, 900 баллов, то в 2021 году он получит деньги за 300 баллов, в 2022 году — за 300 баллов и в 2023 году — ещё за 300 баллов.
В 2021 году сотрудник, получил, например, ещё 600 баллов. Тогда, как несложно вычислить, всего в 2021 году он получит деньги за 300 баллов, в 2021 — за 500 баллов, а в 2022 г — с учетом всех баллов по трети начисленных за каждый предыдущий год.
То есть, вместо акций компании (которые и есть юридическое выражение собственности на активы компании), сотрудники Huawei получают нечто вроде «ваучеров» на выплату неких «дивидендов» по описанной выше схеме. Понятно, что после увольнения из компании, сотрудник продолжает получать эти дивиденды только в течение трёх лет с момента увольнения и с пересчетом за отработанное время в последний год работы.
Можно ли при этом говорить, что компания находится в собственности у сотрудников? Конечно же, нет. Эти виртуальные ваучеры нельзя продать, нельзя оставить в наследство, нельзя трансформировать в какие-то другие ценные бумаги.
Таким образом, выражение: «Компания Huawei полностью находится в собственности сотрудников» необходимо воспринимать только с учётом вышеизложенного.
Здесь, и в ссылках в указанной публикации, можно найти более подробную информацию о том, кто на самом деле владеет компанией.
