В прошлой публикации было рассказано об одном забавном случае из практики сервисных инженеров компании XEROX. Сейчас хотелось бы дополнить эту историю ещё парой забавных «ксероксных» историй.
Байка №2. Серебряное зеркало.
Я уже писал о том, что в любом копировальном аппарате изображение с оригинала копируется при помощи линз и зеркал. Так вот, это не обычные зеркала, которые есть в любой квартире, магазине одежды или дамской сумочке. Обычное зеркало, в которое мы смотрим, проверяя как мы выглядим – это слой стекла, ПОД которым находится отражающий слой.
В копировальном аппарате зеркала устроены немного по-другому. В них отражающий слой в них расположен не под стеклом, а НА нём. И это зеркало не простое, а золотое, то есть, серебряное, то есть отражение в нем происходит от ВЕРХНЕГО слоя серебра, которое отполировано до «зеркального блеска». Это сделано для того, что уменьшить угол преломления луча для того, чтобы при переносе изображения на копию, геометрические размеры изображения не искажалась.
Вот примерно так:

У каждого сервисного инженера компании XEROX имеется специальный чемоданчик, где в числе прочих инструментов и прибамбасов для обслуживания копировальных аппаратов, имеется специальная жидкость для протирки таких серебряных зеркал, поскольку частички бумажной пыли, если они осядут на поверхности такого зеркала, будут влиять на качество получаемого на копии изображения.
И вот однажды, один «продвинутый» инженер, у которого то ли эта специальная жидкость закончилась, то ли он её просто забыл в офисе, придя к очередному заказчику на обслуживание копировального аппарата, увидел, что у него зеркало немного запылённое.
Поцокав языком, и попеняв заказчику на неаккуратное обращение с высокотехнологичным устройством, инженер говорит: «Ну ничего, сейчас почистим». И достаёт из своего сервисного чемоданчика … обычный ацетон. Ацетон, надо сказать, хорошее средство для чистки, например, «коротронов» — это такая проволочка натянутая над фотобарабаном, которая снимает с него электрический заряд после переноса тонера с барабана на копию.
Инженер открывает аппарат, снимает верхнее стекло, на которое кладётся документ, чтобы добраться до сканирующего зеркала (scan mirror). Затем он смачивает специальную безворсовую тряпочку (чтобы частички ткани при протирке не оставались на зеркале) ацетоном, и начинает аккуратно тереть зеркало.
Зеркало почему-то от этой операции посерело. «Видите, какое у вас грязное зеркало», — говорит инженер, — «грязь размазывается, сейчас потрём ещё».
Однако, зеркало чиститься почему-то не хочет. Наоборот, оно темнеет и становится почти чёрным. Черное пятно становится всё больше, а инженер всё трёт и трёт.
Сервисного инженера начинают терзать «смутные сомнения», всё ли он правильно делает, применив ацетон вместо специальной (и достаточно дорогой) жидкости. Его вдруг прошибает холодный пот, он сообразил, что ацетон – жидкость достаточно агрессивная и может много чего растворять.
В результате, ацетоном он напрочь счистил серебро с дорогого сканирующего зеркала, превратив его в бесполезный кусок стекла.
Излишне говорить, что зеркало пришлось менять за счёт обслуживающей компании, а сервисного инженера серьёзно оштрафовали за использование в работе посторонних жидкостей.
Байка №3. Резак для бумаги.
У компании XEROX имеется серия т.н. «инженерных машин», для копирования больших чертежей. В них используются рулоны широкой бумаги. При копировании чертежа, например с листа ватмана, копия должна быть отрезана с рулона. Это можно и ножницами сделать, но вообще-то для этой цели был разработан специальный резак XEROX 300. У всех аппаратов XEROX номера моделей — состоят из четырёх цифр, и лишь у резаков — из трёх.
Резак может быть встроен в аппарат (у более дорогих моделей), а может пристыковываться к машине отдельно (у более дешевых). После копирования, вдоль листа двигается специальный нож, который отрезает копию чертежа от рулона.
В одном из корректорских бюро (помните, что такое «конструкторское бюро», КБ, сейчас уже вроде бы таких и нет) купили «инженерную машину» без резака. Довольно скоро они поняли, что резак всё-таки нужен. Пришлось его отдельно докупать.
И вот на установку такого резака отправили новоиспечённого сервисного инженера, который только что прошёл курс обслуживания серии младших моделей офисных копиров. О том, что есть в линейке XEROX, кроме копиров, ещё и резаки, инженер не знал. Руководство посчитало, что резак — аппарат несложный, и он с задачей вполне справится.
Через некоторое время, инженер звонит от в офис, и говорит, что (ужас-ужас) аппарат XEROX 300 был поставлен заказчику не в полной комплектации.
« – А чего не хватает?» – его спрашивают. Инженер говорит, что не хватает… фотобарабана. В офисе была включена громкая связь и слышно, как весь персонал офиса заходится гомерическим смехом, поскольку даже девочка на рецепшене, которая принимает заказы, знает, что в конструкции аппарата XEROX 300 нет, и никогда не было, никакого фотобарабана, это не копир, а просто резак.